Актуальная тема
11.05.2018

Проверки исполнения ФЗ-54. Какими полномочиями обладает ФНС в части проверок контрольно-кассовой техники теперь?

С появлением требований по использованию онлайн-касс у налоговых органов появились новые полномочия в части проведения кассовых проверок.

На данный момент времени контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ происходит в различных формах.

1)      Мониторинг — это проведение контроля за расчетами через онлайн-ККТ с помощью автоматизированной информационной системы ФНС, анализ поступающих фискальных данных.

2)      Удаленная проверка — это проверка применения ККТ, полноты учета выручки в организациях (у ИП), проверка деятельности операторов фискальных данных по месту нахождения налоговых органов на основе имеющейся информации, а также запрос необходимых пояснений, справок, сведений и документов. Полнота учета выручки может проверяться и по месту нахождения организации (ИП), и удаленно — по месту нахождения налоговых органов (на основании имеющихся документов, сведений, информации, данных).

3)      Наблюдение — визуальный контроль проверяющих за применением ККТ при продаже товаров (оказании услуг, проведении работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых.

4)      Контрольная закупка - проводится для проверки оформления и/или выдачи (направления) кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, подтверждающих оплату. Закупку проводят путем приобретения товаров (работ, услуг), их оплаты, совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных и/или электронных денег. Также проверяющие могут проверить любые документы, относящиеся к кассовой дисциплине, в том числе КУДиР и др. Иных ограничений законодательством о применении ККТ не предусмотрено.

Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен происходить через кабинет ККТ. Данная норма не распространяется на случай кассовой проверки по месту нахождения организации. Перечень случаев для документооборота через кабинет ККТ установлен Приказом ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@, в котором сказано, что информация и документы могут быть представлены не только через кабинет ККТ, но и на бумажном носителе.

487f55_5a577efa52494ca29369fb55d6c8c4fc.png

Случаи, порядок и сроки предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники указываются в Приложении к вышеупомянутому приказу.

Сроки и порядок запроса налоговым органом документов (информации), а также сроки и порядок представления налогоплательщиками документов (информации) устанавливаются административным регламентом, который сейчас находится в процессе разработки.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Тогда как применение ККТ не относится к налоговому законодательству. Поэтому проконтролировать применение ККТ в рамках выездной налоговой проверки налоговые органы не могут. Вместе с тем это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки не могут быть запрошены кассовые документы.

181.970.PNG


Отбор претендентов для проведения кассовых проверок основан на риск-ориентированном подходе. С помощью разработанных налоговыми органами алгоритмов происходит автоматический анализ поступающих в налоговые органы сведений, в том числе фискальных данных, сообщений (жалоб) от покупателей, информации от других органов власти и т. д. При этом следует отметить, что в настоящее время в целях поэтапного перехода на онлайн-ККТ налоговыми органами проводится очень мало проверок, поскольку акцент с контрольного направления сместился на информационно-разъяснительный. Риск проверки зависит от самих компаний и их деятельности. К примеру, если организация периодически не пробивает и не выдает кассовые чеки покупателям, то высока вероятность того, что один из покупателей (клиентов) на это пожалуется. И в результате налоговый орган может инициировать проверку.

При этом налоговые органы НЕ ДОЛЖНЫ ставить в известность компанию о начале кассовой проверки. Это не предусмотрено законодательством РФ, в том числе Законом № 54-ФЗ. К примеру, на кассовую проверку не распространяется Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля, где предусмотрено обязательное предупреждение о дате начала проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня.

Контрольная закупка (проверка полноты учета выручки) может проводиться как в присутствии, так при отсутствии руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя. Налоговый инспектор должен:

- ознакомить с поручением на проведение проверки того работника, который работает с наличными, и получить его подпись об ознакомлении;

- сделать в поручении (акте проверки, протоколе) отметку об отсутствии директора (ИП);

- само поручение (акт проверки, протокол) отправить в адрес организации (ИП) по почте.

Оспорить в суде штраф из-за того, что проверку начали в отсутствие директора (ИП), обычно не удается. Общий смысл судебных решений таков: достаточно, чтобы директор (ИП) или законный представитель был ознакомлен с актом проверки и присутствовал при подписании протокола либо был надлежащим образом извещен о месте и времени его подписания. Тогда права организаций (ИП) не нарушены, так как у них есть возможность представить свои объяснения и возражения.

Если же директор (ИП) присутствует, но отказывается ставить подпись в поручении, инспекторы должны в нем сделать отметку об этом.

Никаких ограничений по частоте проведения проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ не существует.

59408eff70cdbc655e3fdebc067ad21f.PNG

Регламенты проведения проверок № 132н и № 133н устанавливают следующие сроки:

- по проверкам ККТ — 5 рабочих дней с даты выписки поручения до дня составления акта по результатам проверки;

- по проверкам полноты учета выручки — 20 рабочих дней с даты предъявления поручения до дня составления акта по результатам проверки.

Однако, в ближайшее время эти регламенты скорее всего будут пересмотрены.

Ну и кроме того если у юрлица проверяются две торговые точки, расположенные по разным адресам, то должно быть два поручения на проверку, а значит, проводятся две проверки. И соответственно, по каждому адресу оформляется свой акт проверки.

 

Более подробно о последствиях неприменения ККТ, наказании за неприменение техники, а также о том, как проверяются все эти условия, расскажем в следующем нашем материале.

Следите за обновлениями!


Возврат к списку