Актуальная тема
17.05.2018

Ответственность за неприменение или нарушение правил применения контрольно кассовой техники: подробности и нюансы.

Налоговые органы в соответствии с законодательством о применении ККТ:

·         осуществляют контроль за соблюдением законодательства о применении ККТ;

·         проверяют документы, связанные с применением индивидуальными предпринимателями ККТ, получают необходимые разъяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

·         проводят проверки выдачи индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

·         налагают штрафы в случае и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования законодательства о применении ККТ.

Состав, последовательность и сроки административных процедур (действий) при проведении соответствующих проверок определены (переход на Административный регламент) Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», при приеме платежей, обязанностей по применению контрольно-кассовой техники с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

От чего зависит, придет ли инспектор в офис организации или проверка будет происходить в инспекции? В большинстве случаев это зависит от вменяемого нарушения и наличия доказательственной базы. Например: неприменение ККТ и отсутствие в кассовом чеке обязательного реквизита. В первом случае для доказывания нарушения требуется провести контрольную закупку либо привлечь свидетеля или понятых. А это возможно только при проверке на месте совершения правонарушения. Во втором случае проверка может быть проведена как в ИФНС (ведь при использовании онлайн-кассы неправильный чек имеется в распоряжении налогового органа), так и на территории пользователя ККТ (в большинстве случаев при применении ККТ в автономном режиме).

SHtraf-54-FZ.png

Неприменение ККТ

В частности, под неприменением ККТ следует понимать (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16):

фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);

пробитие чека ККТ с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Ответственность за неприменение ККТ закреплена в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Такое нарушение может повлечь:

для должностных лиц и ИП (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) – штраф от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без ККТ, но не менее 10 000 рублей;

для юридических лиц – от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

За повторное совершение того же правонарушения предусмотрена более серьезная ответственность (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

для должностных лиц и ИП (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ) – дисквалификация на срок от одного года до двух лет;

для юридических лиц – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако такая ответственность наступает в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила (в т.ч. в совокупности), один миллион рублей и более.

Напомним, что под повторным совершением однородного административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения. В свою очередь лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ).

 

Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением порядка регистрации и условий применения ККТ.

Требования к контрольно-кассовой технике, порядок ее регистрации (перерегистрации) и применения закреплены, соответственно, в ст. 4, 4.2, 4.3 Закона о ККТ.

Нарушение правил, установленных указанными статьями, влечет привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

За подобное нарушение предусмотрены следующие виды наказания:

для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;

для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

При этом указанная ответственность за использование ККТ с нарушением установленного порядка и условий ее применения (ст. 4.3 Закона о ККТ) будет наступать только по тем правонарушениям, которые были совершены с 01.01.2017 г.

 

Нарушение порядка представления информации и документов в налоговые органы.

Организации и предприниматели обязаны предоставлять информацию о применении ККТ в налоговые органы в случаях, в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным органом (абз. 8 п. 2, п. 4 ст. 5 Закона о ККТ).

Несоблюдение этого требования может стать причиной наказания на основании ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наказание как за непредставление документов и информации, так и за нарушение сроков их предоставления.

Норма предусматривает следующие санкции:

для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа от 1 500 до 3 000 рублей;

для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

Ненаправление кассового чека или БСО покупателю.

По общему правилу (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ) при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности. По желанию последнего эти документы должны быть направлены на его абонентский номер или адрес электронной почты.

Невыполнение такой обязанности влечет привлечение к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ в размере:

для должностных лиц – предупреждение или наложение штрафа 2 000 рублей;

для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа 10 000 рублей.

Однако если налоговики выявят нарушение во время автоматизированной проверки сообщений от организаций и граждан, а нарушитель признает допущенное им нарушение и добровольно его исправит, налагаемый на него штраф по части 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ будет в три раза меньше минимального размера штрафа, указанного в этих частях (ч. 3.4 ст. 4.1, ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Обратите внимание!

Если организация и ИП добровольно заявили в ИФНС о нарушении (в том числе и через личный кабинет пользователя ККТ), а также устранят нарушение  до обнаружения его налоговыми инспекторами, то ответственности можно избежать. (Примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Стоит при этом помнить, что такое освобождение от ответственности распространяется только на такие  нарушения, как:

неприменение ККТ в случаях, когда применение обязательно (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ);

применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям или порядок регистрации/перерегистрации которой нарушен (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ);

невыдача покупателю бумажного или электронного кассового чека (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Если же организация и ИП не успели сообщить в инспекцию о нарушении, и оно было обнаружено налоговыми инспекторами в ходе проверки, то административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа согласно ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ. При этом должно быть соблюдено следующее условие: нарушение необходимо признать и устранить (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ) Также за первое нарушение штраф может быть заменен на предупреждение (ч. 2 ст. 14.5, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). 



Возврат к списку